Василий БУЛЫГИН  


04 - СЦЕНАРИЙ СУДЬБЫ
Астрологи и хироманты, поверяя траекториями небесных тел линии на ладонях заинтересованных клиентов, без малого вот уже семь тысяч лет ведут изнурительную статистическую обработку наиболее характерных вывихов судьбы. Пытаясь согласовать их с собственной интуицией. Данные красноречиво свидетельствуют: ребёнок отнюдь не является чистым листом бумаги, на котором социум может безнаказанно оставлять свои размашистые каракули. И натальная карта каждого из нас и гены обоих родителей – это не та почва, на которой произрастёт всё, что угодно. Отнюдь! Хотя, действительно, вплоть до периода общего физического созревания, нашу молодую личность формирует главным образом среда, поскольку без непосредственного влияния живого языка современников, без навыков общежития с людьми и обмена опытом человеческий мозг тормозит на стадии шимпанзе и в дальнейшем уже не способен стать орудием выживания.

История Маугли – не исключение, а лишь яркая галлюцинация изнасилованного кровавой бойней англо-саксонского менталитета. Сэр Киплинг эзоповым языком пытался объяснить британской монархии, что коренное население ост-индских колоний есть не что иное, как её собственные братья по крови. Написано безусловно талантливо, но чудовищно ненаучно! Все найденные в джунглях подкидыши, которых когда-либо спасли и выкормили собаки-волки-козы-обезьяны, умирали вскоре после возвращения в человеческое стадо. Не готовые к обвалу естественного для любого ребёнка массива информации. Недогруженный в детстве мозг, не в силах приспособиться к информационному буму в период своего взросления, когда должен прокладывать для личности её персональную лоцию, и такая “недотренированность” ложится роковым проклятьем на судьбе многих миллионов заброшенных в жизнь людей. Темперамент, характер, врождённая предрасположенность к тем или иным занятиям какое-то время могут держать каждого из нас на плаву. Однако, разочарование и расплата приходят слишком скоро.

Генотип, порода – скрытый в каждом человеке фундаментальный проект, которым можно либо гордиться, либо пренебрегать, по сути напоминает сухую пористую губку способную произрастать только в питательной среде. Интенсивная обработка и запоминание всей окружающей жизни являются основными функциями нашего обучения. От этого зависит вживаемость индивида в социум, его обеспеченность материальными и духовными ценностями, возможность достижения личного счастья. Таким образом интересы прошлого, настоящего и будущего иногда совпадают. Личность пытается запастись избытком впечатлений, чтобы найти своё место среди себе подобных. Путём свободного выбора.

В деле накопления знаний человеческий мозг ненасытен и не терпит никаких ограничений. Как банальный, пусть даже весьма навороченный компьютер, он с одинаковой лёгкостью становится виртуальной игрушкой то бога, то дьявола. Если эмоционально-положительный опыт сосуществования с себе подобными отсутствует, наш стосковавшийся по позитиву мозг с жадной волчьей неразборчивостью набрасывается на отрицательный опыт саморазрушения, и, будьте уверены, в будущем он непременно этим опытом воспользуется. Ведь начертанная у нас на ладонях судьба не только исключительно в наших руках. Поэтому мораль и нравственность полезней всего впитывать с молоком матери. Потом может быть уже слишком поздно. Вместе с тем, когда опыт предыдущих поколений всплывает наружу, даже в судьбе, жёстко детерминированной предыдущим воспитанием и образом жизни, могут возникнуть совершенно неожиданные изломы, трещины, пики, провалы, всплески. Как раз в таких случаях и принято говорить, что каждый из нас – сам кузнец своего счастья. Безусловно…

Собственные родители – вот наши истинные молот и наковальня. Они формируют пожизненное “Я” своих детей: лепят тёплыми ласковыми руками, согревают заботливым дыханием, украшают мыслью, либо, вопреки своему предназначенью, калечат, ломают личность ребёнка, забивают его в колодки своих собственных жизненных неудач, заставляя расплачиваться за ошибки, которых малыш никогда не совершал, но с родительской подачи легко им обучается. Основной тезис родительской педагогики “делай, как я” эффективно работает только в семьях, где взрослые, сохранив память детства, сами способны легко приспосабливаться к бурно меняющимся условиям жизни, то есть могут без особого ущерба устоявшимся принципам и самолюбию жертвовать железобетонным авторитетом диктаторов. Но парадокс в том, что как раз такие, настроенные гуманно к своим детям отцы и матери, вовсе не считают собственную жизнь эталоном для слепого, безвольного подражания. Напротив, развивая в потомстве самодостаточность, психическую стойкость и независимость, они закладывают основу его трудного человеческого счастья. Предоставив новому поколению поле жизненной битвы.

Такой фамильный коллектив соавторов способен противостоять самым серьёзным ударам судьбы, при условии, что и общество в целом заинтересовано в его благополучии. Однако, любое тоталитарно- режимное государство, основанное на подавлении личностной свободы, инициативы, неординарности, прилагает максимум усилий для беспрекословного подчинения себе своей основной первичной ячейки. По принипу, чтобы яблоко от яблони недалеко укатывалось. А когда семья сопротивляется, её участников заставляют писать друг на друга доносы, обвиняют в терроризме, диверсиях, шпионаже, подрыве основ общественного строя и разлучают лет эдак на десять без права переписки, то есть, попросту говоря, уничтожают.

Все наши “павлики”: власовы, морозовы, корчагины, кибальчиши, тимуры, зои, ульяны фактически ничем не отличались от затюканного подмастерьями Ванятки Жукова, единственным предназначением которого в чужом городе было бегать в трактир за водкой да качать зыбку с хозяйским отпрыском. Именно такими мальчиками на побегушках у своего государства стали целые поколения юных романтиков-идеалистов. Как медвежата-пестуны, они собственным ярким примером побуждали наступавших им на пятки октябрят, пионеров, комсомольцев к самоотреченному исполнению госзаказа. Но, выполняя и перевыполняя, догоняя и перегоняя мифического врага, они даже не догадывались, что вся эта наша общественно-политическая чехарда служит лишь одной “благородной” цели: отвлечь самую активную часть населения от размышлений по поводу, зачем и кому это всё надо. По радио даже крутили специальную песенку:
…если надо значит надо
значит будут цвести сады
пусть метели и снегопады
будет надо растопим льды…

И растапливали, и топили, и жгли, и отстреливали и гноили всё самое смелое, перспективное – как раз то, что могло составить мощную альтернативу бурно ветвящейся плесени, агрессивно-жлобскому равнодушию вконец отупевшего от каторжного труда полуголодного обобществлённого стада. Год за годом сюжеты нереализованного СЦЕНАРИЯ СУДЬБЫ целых потерянных поколений, широкомасштабных государственных ошибок сплетались в тугой узел нашей взаимной ненависти, которая на протяжении столетия снова и снова ставит страну на грань общенациональной катастрофы. Разбитые мечты лишних людей на одной шестой части суши стали основным организующим принципом рядовой семьи. Сегодня мы можем лишь удивляться стойкости гуманистических культурных традиций, которые, даже погребённые под многомиллионной массой человеческих жертвоприношений, помогли нам сохранить хотя бы сам институт брака.

Общая родительская беда в том, что дети нам даются не так уж часто. Но даже многодетные родители духовно созревают гораздо позднее, чем того требует процесс воспитания. Практически, воспитывая каждого ребёнка, приходится заново изобретать велосипед, хотя целые поколения профессиональных педагогов оставили нам в наследство вполне внушающие доверие мемуарные наработки, следуя которым можно избежать самых элементарных ошибок. Сегодня эта задача серьёзно облегчается и глобальной информационной базой, готовой предоставить нужные материалы по первому требованию.

Досиживая долгие дородовые месяцы, любая молодая мать способна защитить диссертацию по вопросам воспитания будущего дитяти – столько полезных советов получает она от сердобольных докторов споков. Однако очень немногие из них помогают понять насколько важно буквально с момента зачатия установить обратную связь родителей с их еще неродившимся ребёнком, а также выяснить его истинные потребности после рождения. Только тогда любые советы можно применить с толком. Сделав будущего человека соавтором его собственного жизненного сценария. . Но беда в том, что в своём детородном возрасте мы как правило ещё слишком озабочены обратной связью самих себя с обществом, нашими взаимными претензиями и амбициями. Образование, быт, карьера требуют слишком много сил-внимания-средств. Способны ли мы, ограниченные этой прочной пуповиной, прозреть сквозь годы судьбу собственного потомства?


http://kpego.narod.ru
главная
о проекте
buliginw@mail.ru


 

Hosted by uCoz